Топ 3 заблуждений о контроле топлива

30/11/2020

Сегодня мы рассмотрим 3 самые популярные заблуждения о контроле топлива:

  • Для мониторинга топлива нужно сразу вложиться. Это требует значительных затрат.
  • Зачем тратиться на установку цифровых ДУТ-ов (дополнительных датчиков уровня топлива), если можно контролировать топливо с помощью CAN-шины (штатного датчика)?
  • Датчики уровня топлива все водители уже научились “обходить”.


Заблуждение №1: Для контроля топлива нужно сразу вложиться и это требует значительных затрат

Как и любая покупка, оборудование для контроля топлива (ДУТ, расходомер или трекер, умеющий считывать данные с CAN) стоит денег. Вопрос в том, какая польза будет от этих вложений и насколько быстро они себя окупят. Согласно статистике наших клиентов, сокращение топливных расходов, в среднем на 25%, происходит уже в течение первых месяцев работы ДУТ-ов. А вот что касается “значительности” затрат – смотря с чем сравнивать.


Рассмотрим кейс из нашей практики.

У Клиента “N”, работающего в сфере международных перевозок, отличные доверительные отношения с водителями, почти родственные. Учёт топлива ведётся по нормам. Всё хорошо и так бы и осталось, если бы не одно “НО”. Собственник приобрёл машины, в которых уже были вмонтированы ДУТ-ы, причём на обоих баках, и решил попробовать мониторинг. И буквально в следующий рейс с водителем, у которого высокий кредит доверия, были зафиксированы графики движения топлива с подозрением на сливы.

Отдел техподдержи проанализировал все показатели в динамике с разных сторон с целью быть объективными и избежать недоразумений. Выяснилось, что реальные сливы топлива с 1 рейса составили более 150 л. С учётом средней стоимости топлива в 1$ при маршруте “РБ-Европа”, сумма потерь составила 150$ – фактически цена одного ДУТ-а. В этом кейсе можно утверждать про 100% окупаемость и получение выгоды в первый месяц работы.


Заблуждение №2: Нет смысла тратиться на установку дополнительных цифровых ДУТ-ов, ведь можно контролировать топливо с помощью штатного датчика и CAN-шины

Сперва давайте рассмотрим, что между ними общего и чем они отличаются. Датчики уровня топлива: один штатный (т.е. заводской), другой – дополнительный, устанавливается отдельно. Их цель – отображение данных по уровню топлива. Оба размещаются в топливных баках. На этом их сходства заканчиваются, начинаем говорить об их различиях, фактически о ценности дополнительного ДУТ-а.


Подход к обработке и интерпретации данных

Штатный датчик топлива предназначен для информирования водителя о примерном уровне топлива в баке. У него нет задачи отображать точный уровень топлива до литра, так как водителю достаточно понимать, когда нужно заправиться и сколько примерно можно залить топлива.

Производители цифровых ДУТ-ов имеют другую цель: отображать максимально точный уровень топлива с погрешностью до 1% и вести учёт топлива, а также контролировать заправки и сливы. Для этого используется емкостной принцип измерения, который является лучшим сочетанием “цена-качество” на современном рынке. Цифровые ДУТ-ы используют уникальные алгоритмы измерения и фильтрации данных, что позволяет видеть изменения уровня топлива в баке от 1 мм даже с учётом изменения его объёма и температуры.

Благодаря функции современных трекеров – считывать данные CAN-шины – можно видеть не только уровень топлива со штатного датчика, но и расход. Его значение рассчитывается электронным блоком управления математически. Зная пропускную способность топливной форсунки, длительность и количество её открытий, можно рассчитать, сколько топлива было потрачено. Этот параметр работает как счётчик, он накапливает количество потраченного топлива с момента выхода автомобиля с конвейера. И нужно сказать, что это достаточно точный расходомер, на который можно ориентироваться при анализе: сколько топлива потратил автомобиль за рейс, месяц, год. При этом есть два значимых момента, которые нужно учитывать:

  1. С увеличением пробега и износом деталей характеристики форсунок могут меняться.
  2. Данный параметр можно корректировать, программно меняя коэффициент расчёта, что некоторые “кулибины” в Польше с удовольствием делают за деньги. В результате, в CAN-шине (и на приборной панели) мы увидим завышенный расход топлива, а реальный – знать не будем. Такая услуга по искажению данных в бортовом компьютере автомобиля вполне доступна (об этом подробно ниже при рассмотрении степени защиты показаний).

Есть ещё некоторые нюансы, на которые следует обратить внимание:

  • При выключенном зажигании CAN-шина “спит”, данные трекер не обновляет, в этот период вы не знаете, что происходит у вас с топливом. Реальные онлайн-данные 24/7 мы можем получать только с подключенным к системе мониторинга цифровым ДУТ-ом.
  • В некоторых авто нет возможности считывать данные CAN-шины либо параметр расхода отсутствует, тогда контроль топлива возможен только с установкой цифрового ДУТ-а.
  • Если реальный расход топлива можно в теории узнать благодаря штатному датчику, то фактический объём заправок и сливов покажет только дополнительный ДУТ (штатные показывают много ложных заправок и сливов).


Расход по ДУТ

После установки датчика производится его тарировка – точный регламентированный процесс, когда мастер измеряет уровень поднятия топлива в баке и сопоставляет его “выходному” значению датчика. Для максимальной точности требуется тарировочная станция. ДУТ передаёт данные на трекер, который транслирует их в систему мониторинга Wialon. Все точки подключения датчика и трекера пломбируются. Возможность вмешательства и искажения данных стремится к "0". Почти идеально! Но машина движется, меняет угол наклона, поворачивает – всё это влияет на колебания топлива в баке. Поэтому в Wialon разработан уникальный топливный алгоритм, который сглаживает эти колебания и позволяет отследить даже “слив в движении”.

К тому же, если в машине несколько баков, штатный датчик, как правило, устанавливается лишь в один (основной). Соответственно, контроль топлива во втором баке останется без внимания.


Погрешность показаний

В штатном датчике есть как минимум 2 “мёртвые” зоны (сверху и снизу), поэтому погрешность показаний колеблется от 10% до 30%.

Врезной же ДУТ, в частности цифровой, является высокоточным оборудованием с погрешностью от 0,5% до 2%. Он не имеет “мёртвых” зон, так как его размеры подбираются в соответствии с высотой бака. На точность его показаний влияет само топливо: его вид, степень очистки, присадки и другое. Передовые производители цифровых ДУТ-ов, например, Омникомм, разработали новое поколение оборудования с технологией, которая автоматически подстраивается под свойства измеряемого топлива, повышая точность показаний до 99,5%.


Степень защиты показаний на примере нашего клиента

Клиент “NN” занимается международными перевозками. Автопарк подключён к системе мониторинга. На машинах установлены трекеры с хорошими возможностями считывания данных с CAN. При аналитике расхода топлива проявилась некоторая закономерность: одни машины ездят с показанием расхода в 33 л на 100 км, а в других компаниях (входящих в этот же холдинг, но в другом регионе) точно такие же машины, с похожими фрахтами, имеют расход 29 л на 100 км. Клиент задался вопросом: “Откуда такая разница?” и обратился к нам за помощью.

Для начала мы предложили на одной из машин с завышенным расходом установить цифровые ДУТ-ы. Авто отправили в рейс, и через 2 недели увидели расход в 29,73 л на 100 км. Клиент был удивлён. Затем было ещё несколько рейсов с такими же показателями по топливу.

Далее мы посоветовали клиенту проверить коэффициенты по расходу топлива на сервисном центре в настройках блока управления двигателем, так как наши специалисты встречались раньше с подобными проблемами. Наши опасения подтвердились: настройки были изменены в сторону повышения коэффициента расхода топлива по CAN. Оказывается такая услуга не редкость, особенно на территории Польши, и вполне доступна по цене любому водителю.

По итогу цифровые ДУТ-ы были установлены на весь автопарк и окупили себя всего за 3,5 месяца.


Выводы и рекомендации

Проблема сливов, разнообразие вариантов хищений и махинаций способствуют появлению оборудования и программ, направленных на решение проблем с контролем топлива. Выбор всегда индивидуален. У каждого из рассмотренных вариантов есть свои плюсы и минусы. Но результат получается ещё лучше, когда цифровые ДУТ-ы работают в паре с CAN-шиной.


Заблуждение №3: Датчики уровня топлива научились “обходить”

Плохая новость – лазейки есть и ими пользуются. Хорошая новость – мы умеем это вычислять, исправлять и действовать в профилактических целях. Мы хорошо знакомы с вариантами обхода ДУТ-ов. За 11 лет у нас накопилась обширная практическая база кейсов по выявлению, предотвращению и работе с топливными манипуляциями. Наши специалисты отдела технической поддержки каждый день обрабатывают большой массив информации, в том числе распознавание подобных случаев махинаций. А специалисты отдела мастеров регулярно выявляют вмешательство в топливную систему с целью хищения. Программа Wialon, которой клиенты доверяют более 2 500 000 своих объектов по всему миру, владеет полным набором инструментов и сложных математических моделей, задача которых определять, прорабатывать и предотвращать махинации с топливом и не только.


Пример из жизни

Клиент обратился к нам с проблемой большого расхода по ДУТ. Датчики установлены правильно и настроены качественно. Заправки сходятся до литра. Но время от времени видно, что расход сильно превышает норму.

Специалисты техподдержки проанализировали графики: есть явная разница в скорости потребления на разных участках поездки. Вот как это выглядит на графике:

Аккуратный слив топлива: отображение на графике Wialon

Наклон синей линии графика уровня топлива более сильный в начале поездки (что говорит о повышенном расходе) и более ровный в основной части поездки.

И если оценить график за несколько дней, то видно, что эти сливы происходят всегда в начале поездки после стоянок:

Анализ графика уровня топлива: выявление слива в Wialon

В таких ситуациях нужен осмотр топливной системы на предмет вмешательства. Для такого осмотра наш мастер выехал к клиенту без предупреждения водителей. Осмотр проводился в присутствии руководства предприятия.

Что мы увидели: на четырёх подозрительных автомобилях обнаружены врезки в топливную магистраль. Был сделан отвод топлива достаточно интересным способом: водитель использовал для сливов не канистру, а штатную ёмкость – ресивер, предназначенную совершенно для других целей. Заранее этот ресивер был доработан для этих целей (подробнее о нем здесь).

Когда автомобиль начинает движение, топливо не возвращается в бак, а заполняет ёмкость ресивера. Мы в этот момент видим большой расход. Когда ресивер заполняется, топливо за неимением другого пути следования идёт в бак, как и положено. Предварительная часть слива закончена, и для этого не нужно лишних остановок. А слив из ресивера в канистру водитель осуществляет уже на стоянке, поэтому очередной кусок большого расхода топлива появляется именно в начале очередной поездки. И такой пример не единственный: фантазия водителей безгранична, и порой очень даже впечатляет, но..

Система мониторинга Wialon имеет ряд инструментов для фиксации таких вещей, в том числе позволяет автоматически анализировать превышение расхода в движении и определять это как слив топлива. Этот инструмент и был применён на объектах нашего клиента для предотвращения таких сливов в будущем.

В продолжении темы статьи: ООО “Белсотра“ экономит более 100 000 л топлива в год