Приложение “Drivers Rate” — функциональная система KPI водителей

10/01/2023

О приложении

Drivers Rate – это готовая и функциональная система KPI водителей (Key Performance Indicators), основными критериями которой являются: контроль качества и стиль вождения. Простыми словами - это система измерения водительского мастерства с ранжированием. Ведь водитель должен своевременно и безопасно доставить товар. А для собственника важна ещё и бережная эксплуатация техники плюс экономия топлива, если дорожные условия позволяют.

Данные в Drivers Rate, математически обработанные, с выстроенной логикой интерпретации и соотнесения, учитывающие более 50 разных параметров с бортового компьютера машины, позволяют ответить пользователю приложения на самый важный вопрос: насколько правильно водитель эксплуатирует двигатель и сколько машина работала в максимальной нагрузке?

Водитель или шофёр?

“Мне в идеале надо, чтобы он ехал на последней передаче с оборотами на грани понижения передачи избегая лишних нажатий на педаль газа” — вот такое популярное мнение мы слышали от клиентов, когда общались на тему того, для чего им нужно отслеживать манеру вождения.

Хорошо, когда водитель учитывает дорожную обстановку и на пути, где это возможно, использует более высокую передачу, включает круиз-контроль, где это актуально, а не игнорирует эти возможности и едет как есть.

Водитель — это представитель компании. От того насколько он владеет мастерством вождения, зависят и репутационные риски.

Мастерство тренируется, а частота и степень его использования мотивируются.

Drivers Rate позволяет оценить стиль управления автомобилем как каждого водителя в отдельности, так и всех вместе. Потому что всё познаётся в сравнении, а изменения видны только в динамике.

Общий рейтинг по автопарку

Суть и принцип формирования данных

Расчет оценки производится на основе получаемых от телематического устройства временных счетчиков. Используется 100-балльная система оценок. Рассчитанные баллы с цветовой палитрой отображаются как по всему автопарку, так и по каждому объекту в отдельности. Для каждого критерия нарушения есть свои недопустимые значения: границы зеленой, желтой и красной зоны.

Список критериев нарушения следующий:

  • работа двигателя на неэкономичных режимах;
  • превышение норм оборотов;
  • превышение скорости;
  • количество нажатий педали тормоза;
  • количество остановок;
  • движения накатом с включенной передачей;
  • контроль включения высшей передачи;
  • нагрузка на двигатель;
  • движение на круиз-контроле;
  • холостой ход.

Расчет баллов производится на основе получаемых от телематического устройства временных счетчиков. Оценка каждого водителя в отдельности информативна, но без сравнения с другими — просто цифры. Вот когда есть рейтинг всех водителей, тогда можно выявить общие закономерности плюс проанализировать: почему один водитель едет с высоким баллом, а другой со значительным отставанием, хотя машины одинаковые, рейсы похожие. А также изучить динамику изменений по водителю, что меняется, что улучшается, а что, наоборот, становится хуже. Понятно, что идентичных рейсов быть не может, но есть определённый тренд.

В принципе, достичь идеально объективной оценки водителя невозможно. Но есть стремление и труд разработчиков максимально учесть значимые параметры, корреляции, влияние одного фактора на другой, синергию их взаимодействия, сконструировать алгоритмы, проверить их на практике.

Да, как мы уже говорили, можно научиться профессионально управлять машиной, развить эти навыки.

Но вот как мотивировать сотрудников их применять на практике?

Без сервиса Drivers Rate оценка руководителя скорее будет выглядеть субъективной. Скорее скажут: “Придирается ко мне начальник, денег жалко…”, - или что-то в этом духе. Те, кто контролирует водителей, знают, о чём речь).

Поэтому спрос на приложение по оценке управлением автомобилем стабильно высокий.

И дело даже не в том, что при хорошем и правильном управлении транспортным средством высокие шансы достичь желаемых цифр расхода топлива (например, 24л/100км), а в том, что водитель начинает думать, действовать более осознанно, стараться вести машину “как надо”, бережнее относится к имуществу компании. Потому что знает: есть “сухой” компьютер, который всё записывает и всё помнит. А еще это отличный соревновательный инструмент для команды. Мало кто хочет быть в “топ 5” с конца списка, да и денежное вознаграждение становится ценнее.

И, да, внедрение любых инноваций для сотрудников - стрессовая ситуация, которая первично вызывает у них сопротивление и поиск аргументов против её использования.

Но цели внедрения Drivers Rate и для водителей на предприятии благородные: становиться профессиональнее, внимательнее относится к имуществу компании, а если ты и ранее этими установками пользовался, тогда ещё и будешь в списке первых, одним из лучших или просто лучшим, плюс руководство это, наконец-то, точно увидит и отметит.

Почему нашим алгоритмам стоит доверять?

Прежде чем начать собственную разработку мы проанализировали аналогичные сервисы, которым доверяют большинство крупнейших перевозчиков. Тестировали Drivers Rate на разных моделях седельных тягачей, изучили логику и взяли лучшее от алгоритмов Volvo (Dynafleet), Mercedes Benz (Fleetboard) и Transics FMS (система, которой доверяет свой транспорт Girteka Logistics).

В сравнительном тестировании сходство ключевых показателей с нашим вариантом Driver Rate получилось более чем на 80%, то есть логика построения алгоритмов расчёта похожа, цифрам стоит доверять.

Опытным путём мы получали обратную связь от клиентов, математическую модель дорабатывали, меняли, убирали одни датчики, параметры, добавляли другие. Благодаря этому мы определились с оптимальными критериями, на основе которых строится достоверная аналитика.

Как это работает?

Рассмотрим на рабочем примере, когда Drivers Rate помог оперативно ответить на вопрос клиента: “Почему у меня по машине “N” пережог в 3,5 литра на 100км. за рейс?”.

Ребята из отдела технической поддержки начали анализировать и искать возможные причины. Воспользовались приложением Drivers Rate и, благодаря критериям и наглядной аналитике, быстро нашли причину. Вот как это было.

Анализируемый период — неделя. Программа автоматически сравнивает предыдущий период с текущим. За это время рейтинг по машине N упал на 45%, а в блоке “простой” 0 баллов (за предыдущий период было 68, а максимальный результат - это 100).

По блоку “двигатель и КПП” показатели выросли почти в 4 раза, оценка в блоке “скоростной режим” уменьшилась на 20%. Это всё показалось подозрительным и, скорее всего, причина пережога и в длительном холостом ходе, и в частом превышении скорости.

Таблица сравнения по машинам
Начали разбираться дальше. В детальной аналитике по машине (см. скриншот ниже) видно, что холостой ход составляет половину от общего времени.
Детальная аналитика по водителю
Затем проанализировали в отчете Wialon график скорость и обороты двигателя (за тот же период), и он также показал, что, в сравнении с предыдущим периодом, двигатель практически всё время был включен, не глушился, обороты подолгу держались в пределах 550 об./мин., что соответствует оборотам холостого хода, и множественные нарушения в превышении скорости (белый фон - двигатель заглушен, обороты отсутствуют, жёлтый фон - двигатель включен, показывает обороты, иконки сверху - скоростные нарушения).
График работы двигателя из Wialon

Ещё для сверки посмотрели сводный отчет по пробегу и топливу в Wialon. Здесь видно, что пробег примерно плюс 40%, а длительность рабочего времени — более чем в 2 раза и увеличение среднего расхода на 3,5 литра на 100 км.

Отчёт по пробегу и топливу в Wialon
Drivers Rate помог быстро выявить основные причины высокого расхода топлива. Такие критерии как холостой ход и скоростной режим напрямую влияют на этот показатель. Ответственное лицо понимает, где водителю необходимо “подтянуться”, на чем акцентировать внимание при общении с ним. Для того, чтобы водителю улучшить свою оценку ему придется исключить необоснованно длительные остановки с заведенным двигателем и снизить максимальную скорость движения автомобиля до 80 - 84 км/ч. В нашем случае, при общении с водителем, удалось выяснить, что на автомобиле не работал отопитель webasto, а клиент про это не знал. Поэтому водителю приходилось не глушить двигатель на длительных стоянках, чтобы прогреть салон. Отсюда и высокий расход топлива за рейс. Drivers Rate эффективно помог выйти на проблемную точку, а webasto оперативно восстановили.


Подведём итоги и обозначим преимущества использования Drivers Rate:


Понимание того, как сотрудники управляют транспортом.

На основании данных, получаемых из CAN шины, посредством телематического устройства, Вы получаете аналитику по критериям за период (любой), где видно, когда и как тот или иной водитель управлял машиной. Вам будет доступен процент времени нарушения по каждому критерию относительно общего времени движения и работы двигателя.

Отслеживание изменений в динамике.

Меняется ли стиль вождения каждого водителя и как, видно по периодам. Вы выбираете интервал и получаете данные как по нему, так и за все предыдущие периоды (зависит от накопленной истории). Поэтому, чем быстрее Вы начнёте работать в программе, тем лучше и точнее у Вас будет аналитика для сравнения.

Отслеживание изменений в динамике

Как дополнение системы контроля топлива.

Уменьшение расхода топлива благодаря оптимальной динамике автомобиля и сведение на минимум количества нарушений. Плюс снижение расходов на техобслуживание за счет более аккуратного управления автомобилем

Мотивация водителей. Внедрение KPI.

Повышает результативность и эффективность работы компании за счет введения комплексной оценки по всему автопарку. Стимулирует экономичное вождение и бережное отношение к имуществу компании. Создает здоровую конкуренцию в команде водителей.

Развёрнутая аналитика управления транспортом.

Данные согласно критериям доступны как по каждому водителю в отдельности, так и по всему автопарку. Информация в удобных графиках, гистограммах и сводных таблицах. Детализированная сводная таблица с рейтингом водителей с отображением всех критериев нарушения и их длительности.

Объективная оценка

Все данные идут из бортового компьютера автомобиля. Телематическое устройство ежесекундно получает данные от более чем 50 датчиков. Программа их соотносит по критериям и визуализирует.

Скорость формирования отчётов в приложении — секунды. Например, данные за месяц по 100 и более машинам формируются буквально в течении 10 секунд.

Drivers Rate с простым и удобным интерфейсом поможет Вам без труда отслеживать изменения, тренды в управлении автомобилем сотрудниками, а также поможет оперативно разобраться с пережогами, дополнительно контролировать топливо и эксплуатацию автомобиля. С ним Вы точно будете знать над чем нужно поработать каждому водителю и Вам в частности для того, чтобы повысить результативность.

Для дополнительной информации по приложению смело обращайтесь в отдел продаж. Наши менеджеры проконсультируют Вас и ответят на любые вопросы.
Используйте свежие и актуальные разработки Wialon Operator, достигайте новых высот, упрощайте работу там, где это возможно, развивайтесь вместе с нами и помните: решение есть всегда!

Похожие новости:
Для обеспечения удобства пользователей сайт использует cookies. Подробнее.