Как правильно оценить водителя и повысить зарплату, чтобы был результат?

10/02/2023

В начале 2023 года мы выпустили наше новое приложение Drivers Rate для оценки и контроля качества вождения водителей. Многие клиенты активно заинтересовались новинкой, некоторые тесты уже завершились, некоторые еще идут. Мы получили много ценной обратной связи и столкнулись с одной интересной особенностью рынка водителей на данный момент.

Особенность в том, что некоторые “матёрые” водители уехали работать в Польшу и другие страны, и сейчас найти хорошего водителя — большая проблема. Дело доходит до того, что заказы есть, а машины стоят на базе, потому что нет водителей.

Один клиент даже рассказал историю, что водителя пришлось уволить за нарушение, при этом он ушёл с гордо поднятой головой (мол: “Везите сами! Я ценный экземпляр, и завтра буду уже работать на новом месте”). Он действительно устроился быстро: вначале на одну фирму, затем на другую, а потом — попросился вернуться.

И его пришлось взять обратно! Потому что других вариантов нет. А ездить надо. Правда, он стал, конечно, сговорчивее. Но раньше, в “нормальной” ситуации, компания на такое никогда бы не пошла.


И как же в таких условиях мотивировать водителей?

Многие клиенты на этапе презентации нашего нового решения Drivers Rate довольно обреченно рассуждали, в стиле: “Ребята, какая мотивация? Какие штрафы? Какой KPI? Тут бы не распугать тех, кто есть”.

И оно то да. Но и нет :)

Да, с помощью Drivers Rate действительно можно увидеть рейтинг водителей, кто и как, насколько профессионально и бережно управляет автомобилем. И на основе этого рейтинга и оценок действительно можно построить систему поощрений и наказаний. Но не это самое главное!

У нас в менталитете словосочетание “система мотивации” чаще всего связывается с понятиями “штрафы” и “вычеты”, в лучшем случае - “бонусы” и “надбавки”.

Но как показывает практика, что бы ни говорили про ценность материальной мотивации, значимость нематериальной очень недооценена. И в том числе потому, что не все понимают какие это инструменты и как их применять на практике.

Возможно, Вы удивитесь, но некоторым сотрудникам для вовлеченной работы просто нужна обратная связь от руководителя. А если она будет объективной, своевременной, да ещё и с положительным подкреплением:

  • “я заметил, что у Вас улучшился показатель такой-то … “
  • “мы видим, что Вы стали внимательнее к ...”
  • “мы ценим, как относитесь к автомобилю ... в отличие от …”

… тогда без особых затрат и на более длительное время ваши водители будут лучше выполнять свои обязанности.

И вот именно для того, чтобы у руководителя были объективные факты для такой обратной связи, мы и разработали наше приложение.


Какой должна быть зарплата?

Спросите как-нибудь у сотрудников: “Какой должна быть заработная плата, если не привязываться к абсолютным цифрам?”

“Справедливой” — ответ, на который мы слышали ответ чаще всего.

Может быть, использовались немного другие формулировки, но суть одна. Люди действительно очень чутко реагируют на справедливость оплаты труда. Они внимательно наблюдают за коллегами и, как правило, в курсе заработка своих коллег, даже если у Вас принято скрывать реальные суммы зарплат. Особенно, если они считают, что стараются... а это не замечают.

Да, уровень оплаты труда в той же Польше часто выше, чем в Беларуси. Люди осознают ситуацию на рынке водителей-международников, становятся привередливее что ли, и, если что не так — сразу готовы положить заявление на стол. Не все работодатели готовы предоставить заработную плату как в Польше или в Европе.

И поэтому лучше, если оценка труда будет максимально объективной. А старания и положительный вклад максимально заметны и акцентированы. Чтобы этого достичь, нужно прежде всего исключить субъективность оценки. То есть опираться нужно на факты, цифры из независимого источника, которому доверяют в получении данных. И здесь как раз и пригодится наша программа Drivers Rate в связке с Wialon.

Приложение оценивает водительское мастерство и ранжирует сотрудников, причём в доступной наглядной форме, в виде таблиц, графиков и диаграмм, в том числе для анализа тенденций по каждому водителю и оцениваемому параметру.


Может лучше ничего не менять? (“Не буди лихо, пока оно тихо”)

Не обязательно сразу применять санкции, ругаться с водителями и что-то им доказывать. Для начала можно просто замерить текущую ситуацию и увидеть, как обстоят дела на самом деле. Какой уровень водительского мастерства? Какое отношение к имуществу компании у ваших сотрудников?

Используя приложение Drivers Rate, Вы точно будете знать:

  • как водители управляют Вашими машинами;
  • есть ли нарушения и какие;
  • как используются и как изнашиваются Ваши активы;
  • дополнительную информацию для анализа, почему у той или иной машины или у водителя возникают пережоги и более высокий расход топлива.

Самое большое, чем вы рискуете в такой схеме — это узнать правду, расстроиться, почувствовать досаду или разочарование. Но зато Вы увидите реальность такой, какая она есть, уточните свою картину мира... и увидите зону ближайшего роста, развития и оптимизации.

Не зря говорят: “Предупреждён - значит вооружён”. И если я в курсе событий, то всегда найду варианты, как улучшить ситуацию.

А факт того, что это видят и замеряют, уже добавит дисциплины и мотивации у “правильных” водителей.


Замеры и обучение

Возвращаясь к тому, с чего мы начали, что “все нормальные уже уехали, выбираем из тех, кто остались”, в данных условиях дефицита водителей приложение Drivers Rate может принести еще большую пользу.

Например, с помощью его можно оценить профессионализм нового водителя, какие полезные навыки у него его уже есть. Насколько он качественно управляет автомобилем и как это соотносится с тем, что он рассказывал на собеседовании. А также легко увидеть и его слабые места и дать обратную связь. Организовать дополнительное обучение или отправить в рейс с тем водителем, у которого по этим параметрам всё отлично.

В общем, можно помочь стать лучше тем, кто еще не уехал.

В конце концов, деньги платите Вы и Вам устанавливать правила игры, правда, с учётом сегодняшних реалий.


Здоровая конкуренция

Drivers Rate даёт ещё один инструмент нематериальной мотивации — соревнование. Ведь люди любят соревноваться, особенно мужчины. И мало кому захочется быть в конце списка какого-то там рейтинга. И всегда приятно оказаться на первых строчках (особенно, если ты при этом действительно старался).

И тем более, если раньше на это не обращали внимания, а теперь наконец заметили.

Если у Вас уже стоит система мониторинга, и водители знакомы с “навигацией” — то они уже это “проходили”, понимают для чего и как это работает. Таким образом, полдела уже сделано.

В конце концов, отслеживая манеру вождения водителей, вы не только экономите топливо, сокращаете пережоги и минимизируете затраты на техобслуживание… Но и, обращая внимание на рискованное управление автомобилем, Вы можете предотвратить возможность попасть в ДТП и, тем самым, сбережете самое ценное — здоровье человека.


Кто это всё будет делать и где найти ответственного?

Одно из основных сомнений, которые мы услышали на этапе внедрения Drivers Rate — это вопрос “Зачем мне лишние проблемы, если и так задач хватает”, ну или “Кто это всё будет делать? Они же не разберутся!”

На самом деле всё не так сложно, как кажется на первый взгляд. Приложение получилось понятным. Цифры четкие, графики красивые, факты однозначные.

Обучить работе с приложением можно минут за 20. Плюс отлично работающая техподдержка с нашей стороны.

Поэтому ни у ответственного, которому будет делегирована работа с приложением, ни у собственника, который решит видеть общую картину по своим машинам и водителем, сложностей не возникнет.

Как показывает практика, программа вызывает искренний интерес у тех, кто начинает с ней работать и довольно быстро приносит первые открытия.

Как мы уже отмечали выше, не обязательно сразу с этой информацией что-то делать, идти ругаться с водителями, штрафовать “последних из могикан” или ломать рабочие процессы. Иногда достаточно просто увидеть текущую ситуацию и периодически контролировать для себя, чтобы она не выходила за определенные рамки. Плюс дополнительно поощрять (или особенно ценить) конкретных водителей, а с другими быть чуть смелее и требовательнее, зная, что они не “блещут”.

Скорее всего, ситуация на рынке рано или поздно изменится и эта ситуация с “дефицитом хороших водителей” временная.

Но уже сейчас у Вас есть возможность ЗАРАНЕЕ внедрить и настроить отличный инструмент, который в будущем поможет Вам принимать правильные решения, быстрее делать верные управленческие шаги — и тем самым быть более прибыльным и более конкурентным на рынке.

Если у Вас есть внутренние сомнения “Надо или не надо”— ответ однозначный: “Стоит попробовать!”

А наши специалисты проконсультируют Вас по работе с приложением .

Развивайтесь с нами и помните: решение есть всегда!